Первая подобная по концепции и масштабу мультимедийная выставка представит в исторических парках уникальную коллекцию — более 200 шедевров живописи отечественных мастеров XX века с помощью современных цифровых технологий и оборудования. Одним из самых ярких визуальных решений на выставке стало внедрение спецэффектов в каждую экспонируемую картину. Так, знаменитые произведения из статичного живописного изображения превратились в самостоятельные мини-новеллы о том, что острый взгляд художника выбрал из фронтовых будней в качестве сюжета для своего полотна. Технологии, оживившие героев картин Аркадия Пластова, Павла Корина, Александра Дейнеки, Александра Лактионова и многих других, помогут любителям искусства стать не просто созерцателями исторической живописи, а увидеть в ней саму жизнь 1940-х годов.
Увидеть, а не просто представить оживших героев полотен — как будто встретиться со свидетелями тех лет. Вот письмо с фронта об окончании войны дрожит в руках «лактионовского» мальчика, а заунывный звук удаляющегося мессершмидта обрывает жизнь участников трагической композиции «Фашист пролетел» Аркадия Пластова. Последние секунды прощания в картине Гелия Коржева теперь не просто застыли в красках, а получили реальный хронометраж… Время неумолимо отсчитывает секунды.
Все это стало возможно благодаря технологиям видеомэппинга, лазерному проекционному оборудованию, тачсрин-панелям, содержащим обширные исторические экспликации и дополнения, авторским арт-объектам, предлагающим отрезвляющие и честные факты о монструозных планах врагов, изуверстве захватчиков и о стойкости, вере и воле русского народа. Хронологические ленты событий, примеры малоизвестных подвигов, интересные и вдохновляющие факты из жизни в тылу и на передовой, развенчание мифов о войне, а также удобный дизайн интерфейсов приложений и яркая и современная подача визуального материала делают выставку неповторимой.
Подготовка проекта длилась более года. В результате экспозиция, состоящая из 8 тематических залов, объединила собрания 45 музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи, ГМВЦ «РОСИЗО», Государственного Русского музей, Музея Победы, Центрального музея Вооруженных Сил РФ, Государственного центрального музея современной истории России.
Мультимедийный проект стал продолжением художественной экспозиции «Память поколений», проходившей в Московском «Манеже» с 4 ноября по 10 декабря 2019 года. С момента открытия выставки в «Манеже», проходившего при участии Президента РФ В. В. Путина и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ее посетили свыше 250 тысяч человек.
О проекте «Память поколений»
Выставка, собранная в 8 залах: «Начало войны», «Фронт», «Тыл и оккупация», «Победа», «Павшим вечная слава», «Старые раны. 1960-е», «Эхо прошедшей войны. 1970–1980-е», «Во имя жизни. 1990–2010-е», охватывает творчество мастеров военного и послевоенного периода. Первые залы экспозиции рассказывают о важнейших вехах Великой Отечественной: начало войны, бесчинство врага на оккупированных территориях, события на фронте и жизнь в тылу; показывают героизм защитников Советского Союза и, наконец, Победу.
Вторая часть выставки, посвященная осмыслению тех страшных и героических лет в послевоенные годы, строится по хронологическому принципу.
Экспозиция познакомит посетителей с творчеством известнейших советских художников и скульпторов: А. Дейнеки, П. Корина, А. Пластова, П. Кончаловского, Кукрыниксов, Ю. Пименова, В. Мухиной, Е. Вучетича, А. Самохвалова, Р. Фалька, А. Лактионова, В. Яковлева, И. Глазунова, В. Попкова, Г. Коржева. Гости выставки смогут увидеть поистине знаменательные произведения отечественного искусства ХХ столетия.
Произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел» напомнит о Тегеранской конференции 1943 года. По воспоминаниям очевидцев, данная картина, экспонировавшаяся в зале переговоров по инициативе И. Сталина, настолько поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт.
Полотна Александра Дейнеки, ведущего представителя советской живописи, расскажут о трагических событиях первых лет войны. Даже названия его картин — «Сгоревшая деревня», «В оккупации» — напоминают о том страшном испытании для нашей страны, свидетелем которого стал знаменитый художник.
Представленный в экспозиции триптих Павла Корина «Александр Невский» стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. Произведение, созданное в 1942–1943 годах, было призвано поднять дух народа: не случайно в центре художник изобразил князя Александра Невского, победившего немецких рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году. Вскоре после Победы Александр Лактионов написал «Письмо с фронта», завоевавшее любовь миллионов советских людей. Эта картина, которую современники называли «самой интересной и правдивой», принесла художнику всесоюзную славу: ее печатали в учебниках и журналах, выпускали в виде календарей и плакатов.